Неправомерный отказ банка в проведении финансовой операции
Банк не вправе отказать клиенту в обслуживании или проведении финансовой операции за непредоставление клиентом документов и сведений если витребовувани документы не предусмотренные законодательством и запрос не оформлен должным образом.
Банк направил своему клиенту физическому лицу-предпринимателю письмо за подписью заместителя управляющего отделением.
Письмом высказана искренняя благодарность за долгое время клиентства банка и надежду на сотрудничество в будущем, подчеркивание о получении статуса банковской тайны всей полученной банком информации и предупреждения об отказе в обслуживании согласно ст.64 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» в случае непредоставления сведений по запросу банка до (второго дня после получения - ред), в частности, с целью изучения и анализа операций по счету, подтверждающих документов по (конкретный месяц - ред):
- официальное письмо, который объясняет экономическую целесообразность операций предоставления / получения финансовой помощи;
- финансовую отчетность на последнюю отчетную дату;
- актуальные документы под операцию по (конкретную дату в месяце - ред).
Обязательства клиента предоставить документы и сведения по истребованием банком предусмотрено ч.4 ст. 64 Закона Украины «О банках и банковской деятельности».
По предписаниям этой нормы закона, это не любые по усмотрению банка, а лишь необходимые для осуществления идентификации и / или верификации документы и сведения, а также предусмотренные законодательством другие документы и сведения на установление идентификационных данных конечных бенефициарных собственников (контроллеров), анализа и выявления финансовых операций, подлежащих финансовому мониторингу с целью выполнения требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию т роризму и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Необходимую для анализа соответствия финансовой операции содержания деятельности клиента и его финансовому состоянию информацию (официальные документы), в соответствии с ч.8 ст.64 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», банк обязан истребовать у органов государственной власти, государственных регистраторов, банков, других юридических лиц, а не физического лица - предпринимателя.
Среди перечня указанных банком в письме отсутствуют для осуществления идентификации и / или верификации документы и сведения, а указанные в качестве иных документов и сведений - НЕ предусмотрены законодательством на установление идентификационных данных конечных бенефициарных собственников (контроллеров), анализа и выявления финансовых операций, подлежащих финансовому мониторинга с целью выполнения требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Согласно ч.1 ст.64 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», банкам запрещается вступать в договорные отношения (проводить валютно-обменные операции, финансовые операции с банковскими металлами, с наличными (наличными средствами) с клиентами - юридическими или физическими лицами: в случае, если возникает сомнение относительно того, что лицо выступает не от собственного имени; включенных в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции, в других случаях, установленных по оном.
Такими другими случаями, определенными ст.10 Закона Украины «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» являются:
- обязательства отказать клиенту в обслуживании (в том числе путем расторжения деловых отношений) в случае установления факта подачи им при осуществлении идентификации и / или верификации клиента (углубленной проверки клиента) недостоверной информации или представление информации с целью введения в заблуждение субъекта первичного финансового мониторинга (ч.1).
- право отказаться от проведения финансовой операции в случае, если финансовая операция содержит признаки такой, что согласно этому Закону подлежит финансовому мониторингу; от установки (поддержание) деловых отношений (в том числе путем расторжения деловых отношений) или проведения финансовой операции в случае непредставления клиентом необходимых для изучения клиентов документов или сведений или установления клиенту неприемлемо высокого риска по результатам оценки или переоценки риска. (Ч.1)
- право отказаться от проведения финансовых операций (обслуживание) в случае, когда клиент на запрос субъекта первичного финансового мониторинга по уточнению информации о клиенте не подал соответствующую информацию (официальные документы и / или надлежащим образом заверенные их копии) (ч.2).
То есть, банкам НЕ запрещается вступать в договорные отношения (проводить валютно-обменные операции, финансовые операции с банковскими металлами, с наличными (наличными средствами) с клиентами - юридическими или физическими лицами в случае:
- отсутствии сомнений, что лицо выступает от собственного имени, ее НЕ включен в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности или относительно которых применены международные санкции;
- НЕ установления факта представления им при осуществлении идентификации и / или верификации клиента (углубленной проверки клиента) недостоверной информации или представление информации с целью введения в заблуждение субъекта первичного финансового мониторинга;
- если финансовая операция НЕ содержит признаки такой, что согласно этому Закону подлежит финансовому мониторингу;
- предоставление клиентом необходимых для изучения клиентов документов или сведений или неустановлением клиенту неприемлемо высокого риска по результатам оценки или переоценки риска;
- если клиент на запрос субъекта первичного финансового мониторинга по уточнению информации о клиенте подал соответствующую информацию (официальные документы и / или надлежащим образом заверенные их копии).
Кроме того, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований на официальном сайте Министерства юстиции Украины по ссылке (адрес в сети Интернет - ред) лицом, избираются (назначается) в орган управления юридического лица, уполномоченных представлять юридическое лицо в правоотношениях с третьими лицами, или лиц, которые имеют право совершать действия от имени юридического лица без доверенности, в том числе подписывать договоры и данные о наличии ограничений по представн ицтва от имени юридического лица (название банка - ред.) (идентификационный код ________, местонахождению ____________) указано руководителя - (фамилия, имя, отчество - ред.).
Письмо подписано заместителем Управляющего Отделением без должным образом подтвержденных полномочий соответствующей доверенности выступать от имени банка перед третьими лицами.
При таких обстоятельствах, письмо о запрошенных подтверждающих документов НЕ является истребование документов и сведений в понимании Закона Украины «О банках и банковской деятельности» назад, не побуждает клиента к обязанности их предоставлять, а в случае непредоставления - НЕ может расцениваться как основание отказать клиенту в обслуживании или проведенные финансовой операции.
С и надеждой на дальнейшее сотрудничество ФЛП
Роман Трускавецкий LegalHelp