Единый социальный взнос (ЕСВ) не дань, а ФОПы - не крепостные в собственном государстве!
Противоправные требования уплаты долга (недоимки) по ЕСВ при отсутствии доходов и обязательств по выплате заработной платы или приравненных к ней доходов
Масштабных размеров в Украине приобрело явление вымогательства контролирующими органами уплаты долга (недоимки) по ЕСВ в зарегистрированных физическими лицами-предпринимателями (ФЛП) в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований» и сведения о которых содержатся в едином государственном реестре (ЕГРПОУ), но предпринимательскую деятельность на общей или упрощенной системах налогообложения не совершали, доходов (прибыли) от такой деятельности не получали, обязательств по начислению заработной платы (дохода) работникам или лицам, выполняющим работы (оказывающие услуги) по гражданско-правовым договорам - не имели.
Учет плательщиков ЕСВ и сведения в Реестре страхователей о них как основания обжалования требований уплаты долга (недоимки) по ЕСВ
Такие требования могут оспариваться LegalHelp по основаниям противоправности их вынесения.
Согласно п.2 ч.1 ст.1 Закона Украины «О едином социальном взносе» (далее - Закон), единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (далее - единый взнос) - консолидированный страховой взнос, сбор которого осуществляется в систему общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе с целью обеспечения защиты в случаях, предусмотренных законодательством, прав застрахованных лиц на получение страховых выплат (услуг) по действующим видам общеобязательного государственного соке льного страхования.
ФОПы, в соответствии с ч.1 ст.4 Закона, определяются плательщиками ЕСВ: среди работодателей как такие, которые используют труд других лиц на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством о труде, или по гражданско-правовому договору ( абз.3 п.1) и самостоятельно, как физические лица - предприниматели, в том числе избравшие упрощенную систему налогообложения (п.4).
Постановки их на учет плательщиками ЕСВ, в соответствии с абз.2 ч.1 ст.5 Закона, осуществляется органом доходов и сборов путем внесения соответствующих сведений в реестр страхователей на основании и не позднее следующего рабочего дня со дня получения сведений из регистрационной карточки, предоставленных государственным регистратором.
В реестр страхователей, в соответствии с ч.2 ст.19 Закона, вносятся сведения: идентификационный номер физических лиц - плательщиков налогов или соответствующую информацию когда человек отказался от такого номера (п.1); фамилия, имя, отчество (п.2) место регистрации места жительства или место фактического проживания (п.3) форма собственности (п.5) виды экономической деятельности, в том числе основной (п.5) количество работников на дату представления отчетности и лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам (п.7) другая информация, необходимая для учета плательщиков, их обязательств и уплаты единого взноса (п.8).
Обоснование отсутствия оснований и обязанности вычисления (определения) ЕСВ больше его минимальной величины при отсутствии дохода и обязательств по выплате заработной платы или приравненных к ней доходов
На ФЛП, в соответствии с ч.3. ст.6 Закона, распространяются обязанности, предусмотренные ч.2. ст.6 Закона, в частности согласно п.1 своевременно и в полном объеме начислять, исчислять и уплачивать единый взнос.
Исчисление единого взноса, в соответствии с ч.2 ст.9 Закона, осуществляется на основании бухгалтерских и других документов, согласно которым производится начисление (исчисление) или которые подтверждают начисление (исчисление) выплат (дохода), на которые в соответствии с настоящим Законом начисляется единый взнос.
По предписаниям абз.1 п.2 ч.1 ст.7 Закона, определяющим для начисления единого взноса, сумма которого не может быть меньше размера минимального страхового взноса в месяц - является получение дохода (прибыли), подлежащего обложению налогом на доходы физических человек. При отсутствии такого дохода (прибыли), по предписаниям абз.2 п.2 ч.1 ст.7 Закона плательщик обязан определить базу начисления единого взноса не более максимальной его величины, установленной Законом и чтобы сумма единого взноса не была меньше размер минимального страхового взноса. То есть, когда значение размера минимального страхового взноса составляет 0,00 грн., То сумма единого взноса может быть тождественной 0,00 грн., Но не менее 0,00 грн. или увеличенной плательщиком (не контролирующим органом) не более до максимальной его величины.
По предписаниям абз.1 п.3 ч.1 ст.7 Закона, определяющим для начисления единого взноса, сумма которого не может быть меньше размера минимального страхового взноса в месяц - есть самостоятельно определенные для себя ФОПами, которые избрали упрощенную систему налогообложения, суммы не более максимальной величины базы начисления единого взноса, установленной настоящим Законом. То есть, когда значение размера минимального страхового взноса составляет 0,00 грн., То сумма единого взноса может быть тождественной 0,00 грн., Но не менее 0,00 грн. в случае, когда самостоятельно определена для себя ФОПом (не контролирующим органом) сумма была определена в размере 0,00грн. Также, определения такой суммы не дает оснований контролирующему органу делать выводы о любой другой размер этой суммы в пределах более 0,00 грн до не более максимальной величины базы начисления единого взноса.
Минимальный страховой взнос, согласно п.5 ч.1 ст.1 Закона, - сумма единого взноса, которая определяется расчетно как произведение минимального размера заработной платы на размер взноса, установленный законом на месяц, за который начисляется заработная плата (доход), и подлежит уплате ежемесячно.
Статье 3 Закона Украины «Об оплате труда» и ч.1 ст.95 КЗоТ Украины определено, что минимальная заработная плата - это установленный законом минимальный размер оплаты труда за выполненную работником месячную (часовую) норму труда. Размер минимальной заработной платы, согласно п. 5 ст. 38 Бюджетного кодекса Украины, определяется в Законе о Государственном бюджете на соответствующий год. В 2017 году минимальная заработная плата составляла 3200,00 грн., В 2018 году - 3723,00 грн. и в 2019 составляет 4173 грн. на месяц.
Итак, по предписаниям п.5 ч.1 ст.1 Закона, определяющим для расчета минимального страхового взноса является начисление заработной платы (дохода) в соответствующем месяце. При отсутствии в Реестре страхователей сведений о количестве работников на дату представления отчетности и лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам, как это предусмотрено п.7 ч.2 ст.19 Закона, в контролирующего органа отсутствуют основания делать выводы об обязательствах ФОПами начислять заработную плату (доход) в соответствующем месяце. То есть, если показатель начисления заработной платы (дохода) в соответствующем месяце составляет 0,00 грн. по причине отсутствия работников и обязательств в ФЛП начислять им заработную плату (доход), то результатом произведения от умножения на минимальный размер заработной платы может быть только 0,00 грн., соответственно - минимальный страховой взнос составляет 0,00 грн. и не может быть иным.
По предписаниям абз.2 ч. 5. ст.8 Закона, определяющим является получение дохода в соответствующем месяце, который больше 0,00 грн. и меньше или равен размеру минимальной заработной платы, установленной законом на месяц. То есть, эта норма не применяется при отсутствии дохода (прибыли) или когда он (доход (прибыль)) больше размера минимальной заработной платы, установленной законом на месяц. Таким образом, отсутствие в ФЛП, независимо от общей или упрощенной системы налогообложения, обязательств по начислению заработной платы (дохода) работникам или лицам, выполняющим работы (оказывающие услуги) по гражданско-правовым договорам приводит значение минимального страхового взноса в размере 0, 00. Соответственно, отсутствие в ФЛП, независимо от общей или упрощенной системы налогообложения, дохода в соответствующем месяце или самостоятельно определенные для себя ФОПами, избравшие упрощенную систему налогообложения, суммы в размере 0,00 грн. - не обязывает таких ФЛП начислять, исчислять и уплачивать единый взнос больше значения минимального страхового взноса в размере 0,00 грн.
Обоснование обязательности вычисления ЕСВ органом доходов и сборов на основании актов проверки
Исчисление единого взноса органами доходов и сборов в соответствии с ч.3 ст.9 Закона, в случаях, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется на основании актов проверки правильности начисления и уплаты единого взноса, отчетности, представляемой плательщиками в органы доходов и сборов, бухгалтерских и других документов, подтверждающих суммы выплат (дохода), на суммы которых (которого) в соответствии с настоящим Законом начисляется единый взнос. А исчисления единого взноса за прошлые периоды, в соответствии с ч.4 ст.9 Закона, осуществляется исходя из размера единого взноса, действовавшего на день начисления (исчисления, определения) заработной платы (дохода), на которую в соответствии с настоящим Законом начисляется единый взнос.
Игнорирование фискалами предписаний частей третьей и четвертой ст.9 Закона равно как и передача требований об уплате недоимки в нарушение ч.4 ст. 25 Закона плательщикам единого взноса в которых отсутствует недоимка, хотя и является нарушением ст.68 Конституции Украины, однако, согласно абз.3 ч.4 ст. 25 Закона, требование об уплате недоимки является исполнительным документом, по которому ФЛП обязан в течение 10 календарных дней уплатить указанную в нем сумму недоимки и штрафов вместе с начисленной пеней в соответствии с абз.4 ч.4 ст. 25 Закона, а в случае несогласия с расчетом суммы, согласно абз.5 ч.4 ст. 25 Закона, обжаловать такое требование в административном или судебном порядке.
Неуплата или обжалование требования в указанные сроки, согласно абз.10 ч.4 ст. 25 Закона, вызывает вступления в силу и направление в подразделение государственной исполнительной службы для принудительного исполнения со всеми вытекающими последствиями и «неудобствами» исполнительного производства для должника как вот арест активов, запрет выезда за границу и тому подобное.
Обжалование противоправных требований по уплате ЕСВ более срок
Обжалование такой, вступившей в силу требования возможно непосредственно в суд в пределах сроков для обжалования решений контролирующих органов по правилам административного судопроизводства в течение шести месяцев с момента получения, если не обжаловалась в административном порядке или в течение трех месяцев с момента получения отказа в удовлетворении жалобы. Однако, такое обжалование не приостанавливает исполнительного производства и, в случае удовлетворения административного иска после взыскания средств по исполнительному производству - потребует новой процедуры поворота исполнения.
Предостережение о необходимости обжалования требований ЕСВ по другим основаниям
Указанные в настоящей статье основания обжалования требования об уплате долга (недоимки) по ЕСВ касаются только ФЛП, сведения о которых значатся в Едином государственном реестре (ЕГРПОУ). Они не годятся для обжалования требований лицами, регистрировались субъектами предпринимательской деятельности - физическими лицами до 01.07.2004 года и не возобновляли сведений о себе, а ЕГРПОУ не содержит таких сведений.
Об основаниях обжалования требований лицами, регистрировались СПД я указывал в другой статье по этой ссылке Обжалование требования по уплате недоимки единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ)
Роман Трускавецкий
Переведено с украинского с помощью переводчика Google