L
A
G
E
L
P
L
E
H
  • 9:00 - 18:00

    РАБОЧИЕ ЧАСЫ ПН. - ПТ.

    Киев, Новозабарская, 2/6

Налоговики не вправе устанавливать ничтожность сделок

Налоговики не вправе устанавливать ничтожность сделок в отношениях между налогоплательщиками исходя из следующего ...

Суть Акта сводится к произвольному отнесения налогоплательщиком в валовых расходов и налогового кредита по НДС в налоговом учете предприятия на основании ничтожных сделок, ничтожество которых, с превышением полномочий, определенная соображениями «проверяющих» путем применения непредусмотренных законодательством и ненадлежащих для доказывания доказательств с особой их оценке и предоставлением преимущества над принадлежащими для доказывания доказательствами совершенных хозяйственных операций.

В соответствии со ст. 44 Налогового кодекса Украины для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и / или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.

Ссылаясь на «ничтожность сделок», «проверяющие» в коем случае не отмечают нарушений общественного порядка и в чем они проявляются.

Согласно ч.1 ст. 204 ГК Украины  сделка является правомерной, если ее недействительность прямо не установлена законом или если она не признана судом недействительной.

 

По смыслу статьи 228 ГК Украины сделка, которая нарушает публичный порядок, является ничтожной.

Как определено частью 2 статьи 215 того же Кодекса , признание судом ничтожной сделки недействительной не требуется.

Согласно части 1 статьи 216 указанного Кодекса  недействительная сделка не создает юридических последствий, кроме тех, которые связаны с ее недействительностью.

Однако, налогоплательщик с поставщиками товаров (работ, услуг) находится не в гражданских, а исключительно в хозяйственных отношениях, что имеет важное значение, в частности по вопросу признания отдельного обязательства или договора в целом недействительным.

Так, согласно ч. 2 ст. 9 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины) законом могут быть предусмотрены особенности регулирования имущественных отношений в сфере хозяйствования. Особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования определяются Хозяйственным Кодексом Украины (ч. 2 ст. 4 Хозяйственного кодекса Украины) (далее - ГК Украины).

Согласно ч.1 ст. 207 ГК Украины, хозяйственное обязательство, которое не отвечает требованиям закона, или совершено с целью, заведомо противоречащей интересам государства и общества, или заключено участниками хозяйственных отношений с нарушением хотя бы одним из них хозяйственной компетенции (специальной правосубъектности), может быть по требованию одной из сторон, или соответствующего органа государственной власти признано судом недействительным полностью или в части.

Если хозяйственное обязательство признано недействительным как совершенное с целью, заведомо противоречащей интересам государства и общества, то при наличии умысла у обеих сторон ... (ч. 1 ст. 208 ГК Украины) наступают соответствующие санкции.

То есть, если речь идет о хозяйственных отношениях - отношения возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования (ч. 1 ст. 1 ГК Украины), положения Гражданского кодекса Украины наряду с положениями Хозяйственного кодекса Украины соотносятся как "общее" и "специальная" нормы, где нормы ГК Украины - общие нормы, а нормы ГК Украины - специальные нормы (в хозяйственных отношениях).

Анализ указанных норм дает основания утверждать, что "специальным" законодательством (нормы ГК Украины) не предусмотрена возможность презюмировании недействительности хозяйственного обязательства, а лишь указано на возможность признания такого обязательства недействительным в судебном порядке по требованию, в т.ч. соответствующего органа государственной власти (ч. 1 ст. 207 ГК Украины), а последствия такой недействительности наступают только при наличии умысла у обеих сторон совершить сделку с целью, заведомо противоречащей интересам государства и общества.

Также, обращаю особое внимание, что налогоплательщику неизвестные указанные в Акте обстоятельства, при которых поставщики товаров не отчитывались или отчитывались в ГНИ по своему местонахождению с ошибками при формировании налоговых деклараций, - поэтому не может проверять, подтверждать или опровергать эту информацию по причине абсолютного отсутствия доступа к ней, а незаконный сбор и использование подобной информации преследуется по закону. Единственное, что может утверждать налогоплательщик, на момент совершения хозяйственных операций с поставщиками товаров не владел информацией об отмене государственной регистрации или свидетельства плательщика НДС по таким поставщиков, а договоры не признавались недействительными в судебном порядке поэтому и оснований для корректировки налогового учета не было и на сегодняшний день нет.

Итак, несмотря на наличие всех необходимых подтверждающих документов как договоры, расходные накладные, налоговые накладные, платежные документы и другие  (надлежащие для доказывания доказательства в соответствии со ст. 44 Налогового кодекса Украины)  «проверяющие» подтверждают факт получения и оплаты товаров (работ, услуг ), однако превышая свои полномочия основанием нарушений налогового законодательства отмечают определенную ними ничтожество хозяйственных договоров заключенных налогоплательщиком с поставщиками товаров (работ, услуг).

Роман Трускавецкий

Василий Шеретько

Похожие статьи

Обжалование требования по уплате недоимки единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ)

Обжалование требования по уплате недоимки единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ)

В адрес жалобщика поступило письмо контролирующего органа с вложенным Требованием об уплате долга (недоимки) в соответствии с Законом Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное госу..

Написать отзыв

Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
    Плохо           Хорошо